Новый Афон: туристический обзор

Новый Афон, несмоненно, одно из главных туристических мест Абхазии. Можно даже сказать, что будучи в Новом Афоне у туристов просто разбегаются глаза: тут и святые места, и памятники архитектуры древности, и природные чудеса "архитектуры". Наш небольшой обзор поможет вам определиться с программой и грамотно распределить время.

 

Анакопийская крепость и Анакопийский храм

Анакопийская крепость

Анакопийская крепость и Анакопийский храмАнакопия, древняя столица Абазгского княжества и Абхазского царства, раскинулась на вершине Апсарской горы. Древнейшая постройка Анакопии – крепость, сооруженная во II-IV веках н. э. Стены Анакопийской крепости были сложены из хорошо отесанных и пригнанных каменных блоков, ширина некоторых достигает 60 сантиметров. Попасть внутрь крепости можно было только через небольшие ворота, построенные на южной стене из трех огромных монолитов тесаного известняка. Самым важным оборонительным сооружением крепости была четырехэтажная четырехугольная Римская башня, с верхнего этажа которой просматривались окрестности.
В древнем могильнике на территории Анакопии вместе с человеческими останками археологи обнаружили железные мечи, кинжалы и копья. В III-IV веках н. э. анакопийские ремесленники производили, помимо оружия, сельскохозяйственные орудия и украшения (кольца, браслеты, стеклянные бусы, статуэтки). В IV веке Анакопия была крупнейшим городом на юго-востоке Абазгии, а впоследствии стала резиденцией правителей Абхазии.
В VIII веке в крепости обосновался абхазский владетель Леон I. При нем Анакопия стала столицей Абхазского царства, он же руководил обороной Анакопии во времена арабского нашествия и разгромил осаждавшее Анакопию арабское воинство под предводительством известного полководца Мервана Кру (Глухого). После этого сокрушительного поражения арабы больше никогда не вторгались в Абхазию. Анакопия почти на сто лет стала политической и духовной столицей Абхазии. 

Анакопийский храм

В это время, на рубеже VIII-IX веков, у северной стены цитадели на самом краю обрыва, был построен храм в честь великомученика Феодора Тирона. Анакопийский храм неоднократно перестраивался, первоначальные очертания сохранила лишь его алтарная часть в виде широкой полуциркулярной апсиды. От древнего здания остались также надписи на греческом языке и известняковые плиты с изображением рыбы, кипарисов, креста и других раннехристианских символов. Сейчас эти фрагменты, собранные вместе, находятся в алтарной части.
На протяжении многих веков в Анакопийском храме хранился нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. По легенде, однажды афонские иноки увидели в море огненный столб. Ночью монах Иверского монастыря старец Гавриил увидел во сне Божию Матерь, которая велела ему идти по воде и взять икону в монастырь. Три дня и три ночи братия молилась перед чудесно явившейся иконой, а потом поместили ее в соборной церкви. Утром обнаружили они икону на стене, над монастырскими воротами. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой, а желает быть Хранительницей. Тогда монахи построили надвратный храм во имя божией матери и поместили чудотворный образ в него.

Живая анакопийская вода

В скале рядом с храмом вот уже несколько веков существует вытесанная из камня цистерна, которая всегда наполнена чистейшей водой. На дне этой емкости исследователи обнаружили углубление диаметром около метра и глубиной 25 см, сквозь которое в емкость просачивается вода, судя по всему, карстового происхождения.
В 2008 году была проведена реставрация Анакопийской крепости, восстановлена сторожевая башня, на которой устроена смотровая площадка. Приведены в порядок склоны Апсарской горы и дорога, ведущая на вершину.

Келья (грот) святого апостола Симона Кананита

Христианские святыни Псырцхи

Местность Псырцха, название которой в переводе с абхазского обозначает «пихтовый родник», привлекает не только своей красотой, но и известными христианскими святынями. В ущелье Псырцхи находится одно из часто посещаемых паломниками и туристами мест Нового Афона. Это грот святого великомученика Симона Кананита.
Путь к пещере апостола начинается у древнего храма IX-X вв. Тропа проходит мимо искусственного водопада и небольшого запруженного озера. По пути можно встретить несколько христианских святынь: это источник со святой водой, омовение в котором, как гласит предание, излечивает от всех недугов; небольшой гранитный валун с отпечатком стопы апостола; горные пороги, под которыми Симон Кананит принял мученическую смерть. На камнях, лежащих близ грота, до сих пор видны красные пятна – «капли апостольской крови». Считается, что путника ждет удача, если он наугад вытащит из углубления с водой обагренный камешек.

Симон Кананит на земле абазгов

Келья грот святого апостола Симона КананитаЦерковное предание называет землю, на которой проживали абазги и апсилы, Уделом Богородицы. После дня Пятидесятницы, когда сошедший на апостолов Святой Дух наделил их даром многоязычия для евангельской проповеди в иных странах, ученики Иисуса решили бросить жребий, определяющий каждому его миссионерский удел. Святая Мария также хотела посвятить себя благовествованию, однако апостолы отговаривали ее ввиду опасности.
В конце концов, было решено, что Богородица примет участие в жребии, но затем выберет одного из апостолов, чтобы он проповедовал за нее на этой земле сверх собственного долга. Для проповеди в своем уделе Богородица избрала Симона Кананита – своего пасынка, сына Иосифа Обручника от первого брака, близкого ей по духу и родству. Повинуясь ее воле, он после проповеди у бриттов, отправился на восток, в Абазгию, и до конца своих дней жил среди абазгов.
В Абазгии апостол избрал для проживания и служения небольшой грот в красочном ущелье реки Псырцха. Симон Кананит жил в посте и молитвах, оберегал семьи, прославлял Иисуса Христа многими чудесными знамениями. Приходившие сюда люди слушали евангельскую проповедь о Боге, который стал Человеком и во искупление грехов людей отдал свою жизнь, об апостолах и Богородице, которая волей жребия должна была нести благую весть абазгам. Рассказы Симона об Уделе Богородицы соответствовали традиционным абхазским представлениям об их земле как об уделе Анцва, Божьей земле. Это облегчило его миссию, послужив быстрому распространению новой веры. Симон Кананит стал национальным святым и основателем одной из самых древних христианских общин.

Двадцать веков спустя

Грот Симона Кананита приобрел современный вид уже после смерти апостола. Монахи-отшельники прорубили в пещере вход (апостол входил в свою обитель через узкое отверстие в своде), построили лестницу из известковых плит. Они выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита на стенах пещеры.

Новоафонская пещера

Новоафонская пещераОгромная карстовая полость Новоафонской пещеры объемом 3 млн. куб. м представляет собой сложную систему лабиринтов. Ее первооткрыватель - житель Нового Афона художник Гиви Смыр. Он первым рискнул спуститься в провал, который на протяжении многих десятилетий местные жители обходили стороной.
Пещера была открыта для посетителей в 1975 году. Общая протяженность маршрута внутри пещеры около 2 км, он проходит сквозь 8 залов, стены и потолки которых богато декорированы натечными образованиями: сталактитами, сталагмитами и сталагнатами. Температура воздуха в пещере всегда постоянная - +11 градусов. (Рекомендуем взять с собой кофту или легкую куртку.)
Рейсы поездов мини-метро в глубины пещеры отправляются примерно каждые 20 минут по мере формирования экскурсионных групп. В дни, когда поток туристов не иссякает и к вечеру, возможны и поздние рейсы, но лучше планировать свой визит в подземное царство не позднее 18.00.
В разгар курортного сезона - с мая по октябрь - пещера открыта для посетителей ежедневно, а с конца октября - в среду, субботу и воскресенье.

Зал «Анакопия»

Самый нижний зал Новоафонской пещеры. Длина – 150 м, ширина – 50 м, высота – более 20 м. Здесь находятся два подземных озера – Анатолия и Голубое. Зеркало озер лежит на отметке 36 м над уровнем моря, их средняя глубина – более 25 м. Когда-то уровень воды в озерах поднимался, и воды затапливали большую часть зала. Сохранились следы этих наводнений - темно-коричневые горизонтальные полосы от поверхности озер почти до потолка. Теперь пещерные воды выходят через водоотводный туннель в ущелье реки Маниквара.

Зал Махаджиров

Самый большой зал Новоафонской пещеры назван в честь памяти махаджиров – абхазов, которые были насильственно переселены в Турцию и страны Ближнего Востока. Среди нагромождения темных камней пещеры высится Белая гора. Возле горы – белые столбики нарождающихся сталагмитов, чуть дальше – темная впадина с желтыми клыками известняковых глыб. Иногда здесь можно увидеть холодное мутноватое озеро.
Кальцитовый пол боковой галереи местами разрывается, и в отверстиях можно разглядеть второе дно, по которому почти бесшумно бежит прозрачный ручей.

Зал «Нартаа»

Зал покрыт глиняными пластами. В самой нижней точке зала, на отметке 36 м над уровнем моря, находится «живое» озеро пещеры - в нем обитают колонии рачков. В трещинах глиняного пола водится жук трехус, у которого нет глаз. На южной стене зала можно увидеть причудливые фигуры из камней. Возле зала «Нартаа» находится Кораллитовая галерея, стены которой покрыты кораллитами – снежно-белыми шариками, прилепившимися друг к другу сотнями тысяч.

Зал Спелеологов. Зал имени Гиви Смыр

Зал «Спелеологов» - самый высокий зал пещеры, его высота достигает 97 м. От круглого дна зала, заваленного глыбами, вверх поднимаются отвесные стены, на огромной высоте сходящиеся в купол. Каменный свод зала испещрен множеством тектонических трещин и овальными отверстиями. Это - вскрытые древними обвалами жерла карстовых колодцев, так называемые «органные трубы» - нижняя часть карстовых систем, через которые в пещеру поступают вода и воздух. В этом зале обитают летучие мыши - сравнительно низкая влажность воздуха и умеренная температура создают для них благоприятные условия.
В южной части зала Спелеологов - проход в зал имени Гиви Смыр, который расположен выше других залов пещеры. Пол зала покрыт застывшими волнами известняка кремового цвета. Самое главное украшение зала – великолепная каменная медуза.

Зал «Аюхаа»

Протяженность зала с севера на юг – более 100 м. Вдоль темно-желтых десятиметровых стен зала по всей длине протянулись черные горизонтальные полосы – углубления в скале, заполненные глинистыми частицами. Такие трещины в известняке отделяют древние нижние пласты от более молодых верхних. Но и те, и другие образовались сотни миллионов лет назад. Зал украшают сотни сталагмитов из полупрозрачного оранжевого и красного кальцита.

Зал «Апхярца»

Этот небольшой зал обладает отличной акустикой - расположение выступов и ниш в стенах и потолке создают удивительные условия для звучания музыки. В зале звучит музыка, иногда артисты Абхазской государственной хоровой капеллы дают концерты, исполняя абхазские народные песни.

Зал «Апсны»

Перед входом в зал располагается четырехметровый сталагмит, а в самом зале - необычный пещерный «водопад». С тридцатиметровой высоты из отверстия в высокой отвесной стене «падает» огромный застывший каменный вал. По гладкой поверхности кальцитовых «волн» струится вода. В этом зале всегда максимальная влажность воздуха.

Геликтитовый грот

Грот отличается удивительной красотой редких натечных форм. Стена покрыта искрящимся белым кальцитом, а на ее фоне высятся оранжевые, сиреневые, зеленоватые и желтые сталагмиты. Узорчатый пол состоит из множества мелких ванночек с тонкими стенками. Это гуры, остатки стоявших здесь когда-то лужиц.
Главное богатство грота – геликтиты. До сих пор неясно, почему эти загадочные пещерные образования растут в сторону и вверх. Потолок грота покрыт тысячами мелких геликтитов самых разных цветов - от темно-красного до светло-розового. Некоторые геликтиты достигают более 10 см в длину. Экскурсии в Геликтитовом гроте не проводятся, так как присутствие человека меняет температуру и влажность воздуха, что может привести к гибели уникальных образований.

Историко-культурный заповедник «Анакопия»

Историко-культурный заповедник АнакопияНовоафонский историко-культурный заповедник «Анакопия» был воссоздан 14 мая 2002 г. Еще в 1990 году группа активистов защиты памятников культуры и природы создала Анакопийский заповедник, работа которого была прервана Отечественной войной в Абхазии 1992-1993 гг. Сейчас заповедник является структурным подразделением Управления по государственной охране историко-культурного наследия и носит название Национальный Новоафонский историко-культурный заповедник «Анакопия».
Историко-культурные комплексы Анакопийского заповедника
Заповедник располагается на территории древней столицы Абхазского царства Анакопии в историческом центре Нового Афона. В границы заповедника входит села Анухва, Псырдзха и гора Акуя (Афонская). На его территории находятся 99 аннотированных памятников истории, археологии, архитектуры и природы, часть из которых образует историко-культурные комплексы.
В число историко-культурных комплексов входят: Анакопийская крепость, архитектурный ансамбль Нагорного монастыря XIX-XX вв., историческое ущелье реки Псырдзха, водопад, пруды и царская аллея в городе Новый Афон. В селе Анухва (Анхуа) к культурным памятникам относятся исторические дороги с арочными мостами через реку Мысра, уникальное самшитовое ущелье, карстовые образования, древние поселения и могильники, грот Агца с наскальными рисунками, языческие гроты-святилища, останки крепостей античного времени, древних христианских храмов, скит новоафонских монахов. На горе Акуя (высотой 550 м над уровнем моря) располагаются древнее святилище, ацангуары, паровоз – подарок императора Александра III новоафонским монахам, канатная дорога, бани и прочее.

Работа заповедника

Анакопийский заповедник призван содействовать сохранению, популяризации и рациональному использованию памятников природы, истории, археологии, архитектуры и культурного наследия в целом. Среди задач заповедника – сохранение исторического ландшафта и природной среды заповедника, изучение и паспортизация исторических и природных объектов, консервация, реставрация, благоустройство объектов, организация экскурсионных маршрутов, возрождение традиционных ремесел, существовавших в пределах комплексов. Кроме того, силами Заповедника проводятся изыскательные работы, информационная, издательская, научная деятельность, подготовка специалистов. Заповедник проводит активную работу по пропаганде историко-культурного наследия на научно-популярном уровне. Создан богатый фотоархив, изданы брошюры из серии «Путешествие в глубь веков», подготовлены научные материалы по храму Св. Феодора на Анакопии.

Маршруты Анакопийского заповедника

В заповеднике действуют три основных маршрута к культурно-историческим объектам: в ущелье реки Псырдзха, на Анакопийскую крепость и в Музей Абхазского царства.
В 2002-2004 годах в историческом ущелье реки Псырдзха была благоустроена историческая тропа в ущелье, ведущая к гроту святого апостола Симона Кананита, создан новый туристический маршрут. Тропа вымощена природным камнем, укреплена дамба у второго водопада, обновлены каменные ступени, ведущие к гроту.
В Анакопийской крепости в результате изыскательных работ в 2002 г. был создан проект реставрации Главной восточной башни (автор проекта Е. П. Варакин). Благодаря археологическим исследованиям в 2004 году (Ю. Б. Бирюков) сделано научное открытие: восточная башня была выстроена в середине XI века, являлась последним рубежом обороны местной абазго-византийской знати. В 2006 году начались реставрационные работы по воссозданию башни, которые завершились 30 сентября 2008 г. к 15-летию со дня победы в Отечественной войне народа Абхазии. Реставрация древнего фортификационного сооружения была осуществлена российскими специалистами и силами работников заповедника.
В Анакопийском комплексе готовится проект консервации храма св. Феодора, крепостной стены цитадели, второй линии обороны (обследования проводил архитектор Кузьмин В. А.). Проводится изучение значимых объектов: архитектурные обмеры, фотофиксация, сбор архивных материалов. В дальнейшем планируется создать виртуальные модели реконструированных объектов.

Музей Абхазского царства

14 мая 2010 г. на водопаде был открыт Музей Абхазского царства. В музее собраны экспонаты каменного века, эпохи бронзы, античности и средневековья. Есть стенды с оружием древних абхазов, различные предметы культа и быта, фотографии, карты.
Интересными экспонатами музея являются традиционный давильный аппарат абхазских виноделов, выдолбленный в стволе липы, бронзовый котел VII века до н. э, макет традиционной абхазской усадьбы. Особый интерес вызывает лодка абхазов, восстановленная по эскизам 1826 года известного путешественника Жана Франсуа Гамба.
В летний период (с мая по сентябрь) музей открыт ежедневно с 10.00 до 18.00.
Стоимость посещения музея, также как остальных маршрутов Анакопийского заповедника – 100 руб.
Тел. для справок +7-840-245-80-50

Новоафонский монастырь

Новоафонский монастырьИстория Новоафонского монастыря началась в 1874 году, когда царское правительство выделило монахам русского Пантелеимоновского монастыря из греческого Афона территорию нынешнего Нового Афона и большую денежную субсидию. Выбор места был не случаен. По преданию, именно здесь в I веке н. э. погиб от рук римских легионеров апостол Симон Кананит, проповедовавший христианство среди народов Западного Кавказа. Да и сама гора напоминала очертаниями Старый Афон.
Начало обители
В 1875 году монахи приступили к строительству монастыря по проекту архитектора Н. Н. Никонова, а в 1879 году царь Александр II утвердил «Устав Новоафонского монастыря».
По своим архитектурным достоинствам монастырь выделялся среди других обителей и был одним из самых грандиозных произведений неовизантийского стиля. Монастырский комплекс состоит из шести храмов: надвратный храм – Вознесения Господня и храм Святого апостола Андрея Первозванного, в честь преподобных отцов Афонских, во имя мученика Иерона и в честь иконы Божией Матери «Избавительница». Самым величественным сооружением монастыря является собор во имя великомученика Пантелеимона.
В северо-западной части монастыря расположена 50-метровая колокольня, под ней находятся помещения трапезной, стены которой, как и в маленьких церквах, расписаны фресками.
На церемонии освящения главного престола соборного храма в 1888 году присутствовал император Александр III с императрицей Марией Федоровной, в честь которых был отлит малый колокол. Император преподнес в дар монастырю музыкальные куранты, которые и сегодня украшают башню колокольни. На месте встречи настоятеля монастыря и царя была построена часовня. Тропу, по которой царь прошел от причала до монастыря, монахи обсадили кипарисами и назвали царской аллеей.

Новоафонский монастырь - крупнейший религиозный центр

Монастырь Святого апостола Симона Кананита превратился в один из крупнейших религиозных центров на Черноморском побережье Кавказа. Подворья монастыря находились в Петербурге, Новороссийске, Туапсе, Ейске, Пицунде, Сухуме, в высокогорном селе Псху. Монахи построили в Новом Афоне грузопассажирскую пристань, а в 1902 году – одну из первых в России гидроэлектростанций мощностью 120 лошадиных сил. Была открыта церковно-приходская школа для подготовки местного населения к церковной деятельности. Около 700 монахов возносили молитвы Богу в Новом Афоне.
Ежегодно святую обитель посещали тысячи паломников, среди которых – представители всех сословий от крестьян до князей, а также деятели искусства, литературы. Среди посетивших монастырь - наместник Кавказа великий князь Михаил Романов, великий князь Алексей Александрович, император Николай II, писатели Антон Чехов и Максим Горький.
Монастырь получил широкие права и для хозяйственной деятельности. При обители работало несколько заводов: свечной, кирпичный, маслобойный, конский. В садах, на склонах гор выращивали не только яблоки, груши, персики и абрикосы, но и невиданные прежде в этих краях садовые культуры – апельсины, лимоны и мандарины. Кроме хозяйственной деятельности послушники занимались и просветительской: учили грамоте абхазских мальчиков, раздавали местным жителям религиозные книги.
Монастырь располагал собственной железной дорогой. Паровоз, подаренный государем Александром III, использовался для транспортировки древесины ценных пород с высоких гор, окружающих обитель.
Век двадцатый – век испытаний и возрождения
С 1917 года для монастыря начались тяжкие испытания. В течение нескольких лет монахи пытались сохранить обитель, но в 1924 году монастырь был закрыт «за контрреволюционную агитацию». В годы советской власти он долгое время пребывал в запустении, затем монастырские помещения использовались как склады, туристическая база отдыха и историко-краеведческий музей. Во время Отечественной войны 1992-1993 гг. здесь располагался военный госпиталь.
Возрождение монастыря началось в 1994 году. Возобновились богослужения, зазвучала живая церковная музыка и мужской хор, наладилось монастырское хозяйство. В стенах монастыря образовано епархиальное училище.
Во главе монастырского братства с 1999 года – иеромонах Андрей (Ампар), выпускник Московской иконописной школы, рукоположенный в сан священника в 1997 году в Майкопской епархии. В 2001 году в Новоафонском монастыре было открыто духовное училище и регентская школа.
В 70-е годы прошлого века монастырь серьезно пострадал: обрушилась и завалила дренажную систему одна из опорных стен. Вода стала поступать в подвалы монастыря, разрушая фундамент и стены. Требовались огромные вложения, чтобы сохранить памятник истории и архитектуры. В 2008 году при финансовой поддержке России дренажную систему восстановили, подвалы были осушены. В 2009 году на главном соборе засияли новые купола.
Сейчас продолжаются ремонтно-восстановительные работы фасада и монастырских построек, реставрируются внутренние покои монастыря, а также Собор Св. Пантелеимона.

Собор Святого Пантелеимона

Собор Святого ПантелеимонаСамым величественным строением Новоафонской обители и главным храмом всего монастырского комплекса является собор Святого великомученика и целителя Пантелеимона.
Он был воздвигнут в 1888-1900 годах по проекту Н. Н. Никонова при участии настоятеля монастыря игумена Иерона. Всю каменную работу выполнили умельцы-греки во главе с Христофором Пуло, переселившиеся в Сухум из Трабзона. Проектируя Новоафонский монастырь, Никонов использовал в его композиции формы неовизантийского стиля, применявшиеся в церковном зодчестве России конца XIX – начала XX века.
Торжественная закладка первого камня в фундамент собора состоялась 24 сентября 1888 года при непосредственном участии императора Александра III. Храм возводился двенадцать лет и был освящен 29 сентября 1900 года. На службе одновременно могли присутствовать более трех тысяч человек.

Архитектурные и стилистические особенности соборного храма

Существенным нововведением архитектора, редко встречающимся в сооружениях византийского стиля, стало расположение четырех боковых глав: они были установлены по осям пространственного креста, что сближало облик храма с традициями греческого зодчества. Архитектор не оставил без внимания и некоторые бытовые аспекты, способствовавшие облегчению монастырской жизни: увеличил пространство интерьера за счет создания хоров, расширил объем центральной апсиды, предусмотрел боковые входы в жертвенник и дьяконник.
Храм окружают двухэтажные корпуса с куполами домовых храмов и 50-метровой колокольней над входом в монастырь. Собор был построен в центре просторного двора внутри четырехугольника, его четыре придела посвящены святителю Николаю, святому князю Александру Невскому, святой Марии Магдалине и великомученику Георгию Победоносцу.
В главном алтаре на престоле размещалась модель собора, а за престолом – кипарисовый, обложенный серебром крест. У правого клироса под резной сенью находилась большая в драгоценной ризе храмовая икона великомученика Пантелеимона, переданная из Старого Афона в 1876 году в благословение новой обители. Перед иконой располагалась серебряная гробница с частицей Древа Животворящего Креста Господня, мощей великомученика Пантелеимона и других святых. В правом приделе святителя Николая была установлена икона Спасителя.
Богатая роспись интерьера создана в 1911-1914 годах при настоятеле архимандрите Иларионе. Работы выполняли мастера из села Палех Владимирской губернии и группа московских художников под руководством Н. В. Молова и А. В. Серебрякова. Мастера попытались сохранить напоминание о традициях Старого Афона, в то же время отражая российский колорит.
В центральном приделе на апсиде находится изображение Божией Матери, благословляющей всех молящихся в храме. На западной стене над главным входом в собор изображена сцена Страшного суда. Справа и слева по периметру собора расположены сюжеты, отражающие все основные православные праздники.
Фрески отличаются сочетанием голубых, коричневых и золотистых тонов. Стенные росписи Пантелеимоновского собора являются одним из последних памятников русской церковной иконописной школы.

Новоафонский приморский парк

Новоафонский приморский паркМонахи, основавшие Новоафонский монастырь, разбили парк в самом центре города. В 1880 году были вырыты 7 прудов, максимальная глубина которых достигает 1,5 метров, а дно и стены выложены каменной плиткой. Вода в прудах проточная и чистая. Монахи разводили здесь карпов, карасей, кефаль для нужд братии. Новоафонский приморский парк был открыт в 1910 году к приезду царской семьи. В советское время в парке появились гипсовые скульптуры, отражающие дух эпохи. Подлинным украшением парка сейчас являются несколько семей белых лебедей, привольно живущих на прудах.

Храм Святого апостола Симона Кананита

Храм Святого апостола Симона КананитаВ Новом Афоне на берегу реки Псырцха в IX-X веках был возведен храм из белого тесаного известняка. Этот памятник средневекового зодчества был построен на месте, где, по преданию, был убит апостол Симон Кананит. Он представляет собой крестово-купольную трехапсидную церковь с нартексом. Центральная апсида снаружи пятигранная, две боковые – полукруглые. Композиция церкви характерна для раннесредневековой храмовой архитектуры Абхазии, что подтверждается ее сходством с Пицундским храмом.
Как повествует предание, в середине I века в Абхазию прибыли апостол Андрей Первозванный и Симон Кананит. Андрей Первозванный ушел продолжать свою проповедь на север, в землю джигетов, а Симон Кананит остался в Абазгии. Во время гонения на христиан он принял мученическую смерть на берегу реки Псырцха, где и был погребен.

Реставрации храма

В период турецкой экспансии храм был частично разрушен. В XII веке, после восстановления, он был украшен уникальной стенной росписью, сохранившейся под слоем поздней штукатурки. В 80-е годы XIX века храм реставрировали новоафонские монахи. Последние реставрационные работы проводились в 1956 году, при этом стены были побелены. На сегодняшний день удалось очистить лишь малую часть фресок.
Некоторое время храм служил усыпальницей духовных особ Сухумской епархии и был известен по всему Закавказью. Этот архитектурный и религиозный памятник не раз посещали паломники из разных стран. Французский путешественник Фредерик Дюбуа де Монперэ среди руин Анакопии описал эту маленькую и очень древнюю церковь. Свои воспоминания о посещении храма оставил и любитель кавказской старины генерал А. Л. Муравьев. Восхищаясь красотой старинных сводов, он сожалел о запущенности, в которой находился храм. В 1884 году храм посетил архимандрит Леонид (Кавелин).

Храм сегодня

В наши дни храм является действующим. По старой христианской традиции, которую свято чтят в этих местах, двери храма закрывают для посторонних во время свершения церковных таинств – венчания, крещения, исповеди. Его посещают как паломники, идущие поклониться апостолу Симону Кананиту, так и простые миряне, желающие испросить любви, благополучия и счастья в супружестве.

Три котла

Три котлаТуристические места Нового Афона хорошо известны – пещера, Анакопийская крепость, водопад, Псырцхинское ущелье. Но и за пределами традиционных маршрутов есть немало мест, посетить которые интересно и увлекательно.
Одно из таких местечек располагается в окрестностях Нового Афона, всего в 30 минутах ходьбы от Новоафонской пещеры. В самом начале подъема дороги на Анакопийскую не пропустите поворот налево и вниз – эта проселочная дорога ведет в село Анухва. Слева от дороги на противоположной стороне виды черно-желтые склоны с естественными карстовыми пещерами, а на всем протяжении дороги растут вечнозеленые самшиты.

Природные ванны

Через 2,5 км увидите указатель «Три котла». Спустившись по лесенке на дно ущелья, вы попадете в прохладный и сказочный мир быстрой речушки, берега которой поросли самшитами, покрытыми мхом. У русла реки на разном уровне быстрое течение образовало глубокие карстовые ванны. Наполняя ванны изумрудной водой, вода попадает в них с уступов, образуя небольшие, но живописные водопады. Всего на небольшом участке образовалось три таких естественных ванны, что и дало название этому месту отдыха. Здесь же, в самшитовых зарослях на островке, среди шума речки можно отведать шашлык, забыв о том, что где-то наверху течет другая жизнь.
Добраться сюда можно и на машине, но пешая прогулка по ущелью, наполненному чистым воздухом и горными ароматами, гораздо приятней и полезней. Вы можете продолжить путешествие по проселочной дороге, которое ведет дальше, в село.

Грот Агца

Грот АгцаК северо-западу от Нового Афона, за Апсарской горой, начинаются живописные предгорья, в которых раскинулось старинное абхазское село Анухва. На северной окраине села, в скале из красного известняка, на высоте около 30 метров, темнеет отверстие грота Агца (с абхазского «обрыв»). Грот представляет собой коридор длиной около семи метров, а шириной и высотой до 2,5 м.
Грот – святилище для культовых обрядов
В 1940 году местный археолог Лев Соловьев обнаружил на гладкой поверхности стены наскальные рисунки. Одни из них он отнес к эпохе верхнего палеолита, другие - к средневековью. Среди изображений интересен контур человеческой руки с крестом на ладони, изображение лука со спущенной тетивой, шалашевидные жилища. Там же были обнаружены раннесредневековые надписи. Изучая их, ученый пришел к выводу, что труднодоступная пещера служила святилищем для культовых обрядов. Недалеко от грота была обнаружена большая стоянка палеолитической эпохи.

Оцените материал
(3 голосов)
Прочитано 6363 раз

Меню портала

Погода в Абхазии

Кто на сайте

Сейчас 13 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Написать нам